Клинический подход в гештальт-терапии

В чем смысл клинического подхода в работе психотерапевта и гештальт-терапевта в частности?

В самом слове «терапия» прочитывается намек на «лечебный процесс». В этом процессе требуется готовность к длительной серьезной работе в диалоге клиента и терапевта и вне его рамок, терпение, которое также прочитывается в слове «пациент», но необходимо обоим участникам.

Клиника предполагает тщательную проверку гипотез, внимание к деталям, динамике, компетентность в диагностике, осторожность в терапевтических средствах. И в этих условиях готовность поддерживать контакт и диалог для гештальт-терапевта остается важнейшим качеством и инструментом, а способность к осознаванию – тем более.

Даже если терапевт не работает в клинике, он рискует встретиться с клиентами, у которых могут быть длительные или кратковременные психические нарушения. Вероятность их обострения в процессе терапии тем выше, чем менее определенно проведена диагностика и чем менее ясно представляет себе терапевт, что происходит с клиентом. Сама по себе работа с тревогой и болью может провоцировать болезненные проявления, симптомы у внешне здорового прежде клиента.

С другой стороны, настороженность и гипердиагностика, проявляющиеся как защита у недостаточно опытного, мало знакомого с клиникой терапевта, побуждают его работать по схемам, «разработанным для данного типа», избегая осознавания и контакта. Клиническая специализация в сочетании с клинической практикой под супервизией могут помочь терапевту оказаться более компетентным и надежным при встрече со сложными случаями, более определено проводить диагностику, прогноз, принимать решения о терапии.

Специализированная программа направлена на приобретение необходимого объема знаний, технических навыков и личного опыта для диагностики уровня психической организации и актуального состояния пациента, а также выбора терапевтической стратегии, соответствующей уровню и характеру выявляемых нарушений.

Слушатели программы обучаются устанавливать контакт и терапевтические отношения с пациентами, осознавать и анализировать сопутствующие феномены. Приглашаются участники образовательных программ по гештальт-терапии (3-4 год), а также психологи и психиатры, интересующиеся возможностями применения гештальт-подхода в клинической практике.

 

Структура специализации включает:

  • теоретическую часть,
  • экспериментальную, моделирующую переживания, характерные для разных уровней и типов нарушений,
  • клинические разборы терапевтических случаев.

 

Условия сертификации: описание клинического случая (продолжительной работы) под супервизией, супервизии на учебных сессиях и индивидуально. В промежутках между тематическими сессиями предполагаются занятия в тройках, направленные на отработку терапевтических навыков и супервизируемый клинический практикум.

 

Срок обучения: 1,5 года

Организация обучения: 7 семинаров по 24 ч. (1 раз в 2,5 месяца с пятницы по воскресенье)

 

 

 

Оставьте заявку

Для регистрации в программе нужно пройти собеседование

Основные темы

• Представление о норме и патологии в гештальт-терапии в сопоставлении с другими подходами (психиатрия, психоанализ и др.). Понятие «симптом». Классификации нарушений в психиатрии, классическом психоанализе и современных психоаналитических концепциях. Представления об уровнях психической организации в психоанализе и уровнях организации опыта в гештальт-терапии. Типологические классификации. Невротический уровень организации опыта. Классические психоаналитические представления о внутрипсихическом конфликте как основе невроза. Невроз с точки зрения гештальт-терапии. Феноменология невротических переживаний. Виды конфликтов и виды неврозов. Факторы развития неврозов. Практика терапевтической работы с клиентами невротического уровня; терапевтические отношения.

• Психотический уровень организации опыта. Классификация психотических расстройств в психиатрии. Представление о психозах в классическом психоанализе и современных психоаналитических концепциях. Феноменология психотического переживания и установления контакта. Ведущие механизмы психологической защиты. Стратегия работы и поддержание терапевтического процесса; терапевтические отношения в работе с пациентами психотического уровня опыта. Особенности работы с группой психотических пациентов: этапы работы, их цели.

• Пограничный уровень организации опыта. Место пограничных расстройств в различных классификациях, их типология. Факторы развития пограничных расстройств в современных концепциях. Феноменология пограничного переживания, особенности построения контакта. Ведущие механизмы психологической защиты. Многообразие симптомов, проблемы психологической зависимости, варианты зависимости. Стратегии и цели работы с пациентом пограничного уровня. Терапевтические отношения.

• Аффективные расстройства: их классификация в психиатрии, психодинамические и когнитивные концепции. Аффективные нарушения с точки зрения гештальт-подхода. Различие в глубине и специфике переживаний депрессий разного уровня. Взаимосвязь с проблемами зависимости. Терапевтические стратегии и терапевтические отношения в работе с пациентами с аффективными нарушениями разных уровней.

• Кризисные состояния и психические травмы. Классические и современные концепции психической травмы. Феноменология психотравмирующего переживания и способы его диагностики. Уровни влияния психотравмирующей ситуации, динамика развития ОСР и ПТСР. Коморбидность психотравм, депрессий, зависимостей. Катастрофическая травма: динамика рассказа о травматическом переживании. Стратегии работы с травматическим переживанием, терапевтические отношения.

• Психосоматические, соматизированные и соматоформные расстройства: определения и концепции в психиатрии, соматической медицине, психоанализе. Соматизация с точки зрения гештальт-терапии. Феноменология переживания и «внутренняя картина болезни».Стратегии работы с соматическими симптомами и соматизацией разных уровней. Терапевтические отношения в процессе работы с пациентами с преобладанием соматических симптомов.

• Обобщение материала и клиническая супервизия.

Чему вы научитесь

В результате прохождения экспериментального уровня обучающиеся

 

 

• Получат личный опыт, который позволит им лучше понять свои особенности переживания терапевтического процесса и особенности переживания их пациентов, смогут лучше ориентироваться в контрпереносных реакциях.

• Смогут проводить клинический анализ терапевтической ситуации с опорой как на феноменологический подход, так и на нозографические системы (МКБ).

• Смогут диагностировать уровень опыта клиента, тип его личностной акцентуации и актуальное состояние.

• Приобретут объем знаний, представлений и технических навыков, необходимый для построения контакта и выбора терапевтической стратегии, соответствующей уровню и характеру выявляемых нарушений.

 

• Смогут подбирать и создавать эффективные техники и эксперименты с учетом уровня и типа психической организации клиента.

 

• Смогут лучше осознавать цели терапевтической работы с разными пациентами и научатся лучше поддерживать себя.

Начнем достигать результатов вместе

Учиться у нас может любой желающий и не важно какой уровень знаний сейчас присутствует