Философия гештальт-терапии
«Философия гештальт-терапии» — это инновационная специализированная программа обучения гештальт-терапии.
Целью программы повышения квалификации является усвоение слушателями фундаментальных положений и философских оснований гештальт-терапии как одного из современных подходов в психотерапии, рассмотрение основ гештальт-терапии в историко-философском контексте.
Данная образовательная цель достигается посредством формирования у учащихся культуры и этики психотерапевтического исследования (в индивидуальном и групповом формате), развития способности к осознаванию и рефлексии процессов человеческого взаимодействия. Программа имеет глубокую гуманистическую направленность, она способствует пониманию учащимися ценности человеческой жизни, свободы и ответственности каждого человека, содействует формированию духовно здоровой и развитой личности. Данная программа представляет собой экспериментальный уровень подготовки гештальт-терапевтов, она направлена на получение новых знаний и профессиональных функциональных навыков, а также на развитие социальных компетенций и регулятивных способностей, в частности способностей к совладению с трудными жизненными ситуациями.
Теоретической основой исследования являются концепции Ф. Перлза, Л. Перлз, П. Гудмана, Г. Йонтефа, Ж. М. Робина, Д. Блума, Р. Франк, М. Спаньоллы-Лобб и др.
Специфической особенностью программы является сочетание «опытного» и «рефлексивного», которое воплощено в чередование экспериментальных групп и письменных отчетов (рефлексий), которые студенты пишут после семинаров. Полноценное прохождение программы предполагает участие студентов в гештальт-интенсиве и конференциях по гештальт-терапии. Курс завершается зачетным рефлексивным эссе «Мое развитие в гештальт-группе».
Основные формы работы:
- исследование групповой ситуации,
- экспериментирование, лекции и теоретические дискуссии,
- работа в малых группах,
- демонстрационное сеансы,
- написание и обсуждении рефлексии.
Категория обучающихся: лица, имеющие высшее образование, студенты ВУЗов. Программ предназначена для психологов, студентов психологических специальностей, врачей, педагогов, людей, интересующихся психологией и психотерапией, имеющих опыт индивидуальной или групповой терапии, прошедших программу ПК «Введение в гештальт-терапию».
Объем программы (трудоемкость): общая трудоемкость 216 академических часов.
Форма обучения: очная.
Язык обучения: русский.
Документ, выдаваемый после завершения обучения: удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Срок обучения: 14 месяцев
Организация обучения: 7 трехдневок (6 трехдневок и зачет)
Пт.: 17.00-21.00
Сб.: 10.00-19.00
Вс.: 10.00-19.00
Для регистрации в программе нужно пройти собеседование
Основные темы
• Поле, контакт и ситуация в ГТ.
• Движение как основа процесса контактирования: эстетическое видение ситуации и соматический опыт.
• «Перестать знать»: гештальт-терапия как клиническая феноменология.
• Возбуждение и тревога в последовательности контактирования.
• Модальности/флексии/прерывания контакта и их связь с тревогой.
• Творческое приспособление, агрессия и социальная трансформация.
• Зачет: обсуждение личных творческих эссе «Мой путь в гештальт-терапии».
Чему вы научитесь
В результате прохождения экспериментального уровня обучающиеся
Будут знать:
• историю формирования гештальт-терапии, основоположников, ее место среди остальных направлений психотерапии, а также иметь представление относительно разнообразия подходов внутри гештальт-терапии (Ф. Перлз, Л. Перлз, П. Гудман, И. Фром, И. и М. Польстеры, Дж. Симкин, а также Ж.-М. Робин, Д. Блум, Р. Франк, Л. Джейкобс, Х. Сименс, М. Спеньоло-Лобб, Дж. Франчесетти и др.);
• принципы и основные понятия гештальт-терапии: осознавание, «здесь-и-сейчас», поле организм/среда, граница-контакт, модальности контакта, феноменология, опыт, интенциональность, цикл опыта, диалог, присутствие, ситуация, этика, эстетика, творческое приспособление и др.;
• фундаментальные положения и методологические основания философских концепций, на которых базируется гештальт-терапия (античная философия, картезианство, классическая немецкая философия, философия жизни, феноменология и пост-феноменология, герменевтика, экзистенциализм и др.); понимать генетическую связь гештальт-терапии с психоанализом и гештальт-психологией.
Будут уметь:
• находиться в наблюдающей позиции по отношению к своим переживаниям, осуществлять рефлексию своих психических состояний: осознавать свои ощущения, эмоции, чувства, рефлексировать свои мыслительные процессы;
• дифференцировать и адекватно применять инструментарий гештальт-терапии для описания наблюдаемых и актуально переживаемых в ситуации контакта психических процессов, обращаться к феноменологическому типу мышления, к переживаемому опыту (опыту познающего сознания) при анализе ситуаций контактирования, уметь удерживаться от оценочных суждений;
• переживать состояния неопределенности и тревоги самоопределения, дифференцировать в контакте ответственность за свои решения и поступки, исследовать и осознавать свое место и роль в процессе группового взаимодействия, сохранять диалогическую позицию (Я-Ты) в исследовательских ситуациях с разным уровнем тревоги и неопределенности;
•рассматривать переживаемый личностно значимый опыт в контексте философских и мировоззренческих вопросов, уметь оперировать философскими концепциями при анализе психических состояний; различать формы познания, а именно формы познания, опирающиеся на научную логику (Аристотель) и эстетический критерий познания (метод феноменологической редукции) (Пиррон, Баумгартен, Гуссерль и др.), дифференцировать ощущение времени как астрономического и «кайротического» (момент своевременности, здесь-и-теперь) времени;
• отражать переживания и размышления, возникающие в процессе обучения гештальт-терапии в устной форме, а также в письменной форме в виде рефлексивного эссе; уметь работать с литературой по философии гештальт-терапии (писать конспекты статей, обсуждать в малых группах теоретический материал, почерпнутый из научных источников).
Будут владеть:
• навыками феноменологического исследования проблемных жизненных ситуаций (как личных, так и возникающих в контексте групповой работы) с опорой на инструментарий гештальт-терапии;
• навыками использования эстетического критерия познания (через соприсутствие и включенность в ситуацию) в процессе сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных;
• навыками устного и письменного анализа ситуации контакта через понятия гештальт-терапии, навыками работы в малых группах для выполнения экспериментальных заданий;
•навыками самоорганизации (чувствительность к временному и пространственному аспекту работы группы) и ответственным отношением к учебному процессу.
Начнем достигать результатов вместе
Учиться у нас может любой желающий и не важно какой уровень знаний сейчас присутствует