Психология развития ребенка от рождения до семи лет: гештальт-подход
Специализированная программа в рамках гештальт подхода знакомит слушателей с особенностями развития ребенка от момента рождения до начальной школьной социализации (Л.Перлз, М.-С. Лобб, Р.Франк и др.). Программа дает навыки взаимодействия с ребенком для поддержки его контактных функций в сложной ситуации развития и обучает консультированию родителей. Специализация предназначена для психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов, работающих с детьми, и просто родителей, а также для слушателей базового курса гештальт-терапии.
Формы работы:
- лекции
- теоретические и практические семинары
- работа в малых группах (тройках)
- психологический методический практикум, направленный на изучение методик работы с детьми
- супервизия.
Форма итоговой аттестации — описание случая работы с ребенком.
Для регистрации в программе нужно пройти собеседование
Основные темы
• Идея контакта применительно к психологии развития. Понятие контакта, его соотнесение с понятиями «встреча», «диалог». Полевая парадигма в психологии.
• Младенческий возраст: «ребенок до ребенка». Место ребенка в сознании и фантазиях матери. Тревога матери. Поддержка матери семьей. Потенциальная функция ребенка в семье. Порядок рождения и его влияние на формирование личностных и поведенческих особенностей ребенка.
• Младенческий возраст: фундаментальные движения в развитии ребенка. Понятие фундаментальных движений. Концепция фундаментальных движений Р. Франк и ее развитие в гештальт-подходе. Формирование схемы тела. Сомато-вегетативный язык диалога человека со средой. Приручение хаоса и обретение места в системе человеческих отношений.«Я-кожа» как граница и контейнер переживаний, обеспечивающих целостность «Я».
• Младенческий возраст: Ребенок и Родитель. Родительские функции.Ментализация у родителя как условие зарождения мышления ребенка. Дифференциация Я и «не-Я». Формирование базового доверия к миру.
• Раннее детство: восприятие как ведущий психический процесс. Гештальт-подход к процессу восприятия. Дифференциация фигуры и фона в психике ребенка. Понятие границы. Специфика контакта в исследовании свойств и функций среды. Константность объекта привязанности (автономия или зависимость). Стиль привязанности. Сохранение баланса между привязанностью и безопасностью, с одной стороны, и развитием исследовательского поведения ребенка, с другой. Исследовательское поведение, его формы в раннем детском возрасте.
• Раннее детство: эмоциональная жизнь. Формирование и принятие другого человека как обретение способности быть с эмоционально сложным объектом. Принятие одновременного существования положительных и отрицательных сторон Другого. Развитие способности регулировать выделительную функцию. Алекситимия. Разделение аффекта на «хороший» и «плохой». Реакция на потерю объекта. Моторный аспект контакта.
• Дошкольный возраст: трансформация среды. Переход от диады к триаде в коммуникации. Контактные функции и их развитие через игру. Игра и формы ее развития: предметная, сюжетная, ролевая, игры с правилами. Принятие правил и формирование произвольности. Освоение моральных норм и правил поведения. Эгоцентрическая позиция и выход из нее. Принятие прав и ограничений как условие усвоения ролевой позиции.
• Дошкольный возраст – время интроектов. Память как ведущий психический процесс в дошкольном возрасте. Формирование и развитие Personality через усвоение образов, культурных знаков и особенностей контакта ребенка со средой. Ассимиляция опыта дошкольника и развитие мыслительных процессов. Речь как регулятор произвольности.
• Дошкольный возраст: «первое рождение личности». Становление личностных механизмов поведения. Проявление функции Эго как основа формирования иерархии мотивов дошкольника. Формы творческого приспособления к стрессовым ситуациям. Проблема готовности ребенка к школьному обучению. Виды готовности к школе. Диагностика готовности к школьному обучению.
Чему вы научитесь
В результате прохождения экспериментального уровня обучающиеся
Будут уметь:
• Рассматривать и анализировать процесс детского развития в терминах гештальт-подхода.
• Ориентироваться в теоретических моделях детского развития, предлагаемых различными исследователями и опираться на них в практике консультирования и терапии.
• Выбирать формы взаимодействия с ребенком, поддерживающие его контактные функции с учетом возраста и задач развития.
• Исследовать, выбирать и применять различные формы творческого приспособления к стрессовым ситуациям в работе с детьми и их родителями.
• Владеть методиками работы с детьми разного возраста: арт-терапевтическими, проективными, игровыми.
• Находиться в контакте с ребенком, обеспечивать качественное присутствие во взаимодействии с ним.
Начнем достигать результатов вместе
Учиться у нас может любой желающий и не важно какой уровень знаний сейчас присутствует